advertisement

Части света

29 января
Части света

Лампочка - это маленькая «часть света». Светодиоды (LED) тоже подходят под такое определение - они уверенно отвоевывают рабочие места у классических автомобильных осветителей всех мастей. А если судить по высказываниям непросвещенных потребителей, полупроводники уже могут хвастаться полной победой. Ведь рынок уверенно предлагает LED не только для внутрисалонного освещения и задних фонарей, но даже для головной оптики - взамен ламп накаливания Н7.

Как это возможно? Ведь отражатель любой фары настроен на конкретный источник света - какие тут замены? И как неродной «светильник», будь он даже технически совершенным, сформирует правильную светотеневую границу, будучи установленным в фару, для него не предназначенную?

ОSRAM - лидер: из всех картинок эта самая правильная и достаточно «дальнобойная».

У «Маяка» неожиданно хороший результат. Раньше его лампы отличались кривизной и стабильно светили «не туда». Но в этот раз на дальних рубежах результаты даже чуть выше, чем у победителя.

Philips (+ 30%) - нормальный результат. Сильнее, чем у лидера, выражена разница между освещенностью по правому борту и по левому. В качестве стандартной придирки хочется спросить про обещанные «+ 30%» - в таблице и на фото их не видать.

Bosch: в целом немного уступает «Филипсу», но на расстоянии 20 м даже чуть выигрывает.

Narva: сама по себе картинка выглядит правильно, но другие новенькие лампы светят дальше и лучше.

Так светят дорогущие светодиодные изделия. Картинку мы приводим вне зачета, чтобы показать особенности их работы в сравнении с галогеновыми нитевыми лампами. По освещенности они уступают лидерам почти вдвое, при этом слепят водителей встречных автомобилей. Из плюсов отметим, что светодиоды набирают необходимую «силу», а потому отставка нитевых ламп - дело времени.

Чтобы проверить свои рассуждения на практике, мы накупили всевозможных светодиодных изделий, рассчитанных на популярные Н7. Перечень подходящих машин очень велик - от нынешних «Шевроле-Авео» и «Форда-Куга» до А6 и А8 прежних лет выпуска. Заодно приобрели и классические лампы - пусть покажут класс, если смогут. Выбирали самые простые лампы, без всяких «+ 80%». Только «Филипс» пришлось взять «+ 30%», поскольку, по заверениям представителя фирмы, «простые лампы в розницу не поступают». Стоимость ламп «Маяк» - примерно 15-25 грн за штуку, остальных ламп накаливания - 40-70 грн. LED-изделия обошлись существенно дороже: от 100 до 700 грн за образец.

Стоимость таких «лампочек» - от 100 до 400 грн. за штуку. Мы предвидели результат испытаний, но все же купили их специально для того, чтобы вновь сказать: не тратьте деньги на подобные изделия! Работать в обыкновенных фарах они не могут ни теоретически, ни практически.

Испытания разбили на два этапа. Сначала поочередно проверили светораспределение на стандартном экране в помещении, а затем выехали на полигон, чтобы оценить освещенность реального участка дороги в темноте.

Идея помогла сэкономить время: половина конкурсантов до полигона не добралась, показав беспомощность при формировании световой картины на лабораторном экране. Все без исключения светодиоды провалились. Правда, самые крутые из них все же поехали вместе с лампочками на природу: нам захотелось дополнить картину красивым ночным фото в лучах светодиодов.

Полигонные замеры освещенности проводили, используя упомянутый «Авео»; его оптике пришлось поработать как со штатными лампочками «Филипс», так и с нашими приобретениями. Люксы измерял поверенный прибор «Эколайт-02». Для удобства замеров и оценки расставили вдоль осевой линии по левому и правому борту автомобиля конусы с интервалом 10 метров, последний - на удалении 70 м. Такое расстояние, как видно на фото, позволило оценить все пучки света, - при дальнейшем увеличении дистанции водители будут переходить на дальний. Контрольные точки освещенности конусов - на высоте 50 см от поверхности дороги. Все данные сведены в таблицу - отдельно для левого и правого бортов машины.

Штатные лампы подопытного «Авео» трудятся непрерывно полтора года. Поэтому весьма средние показатели освещенности свидетельствуют, скорее всего, о естественном старении ламп. Кстати, это тоже «Филипс».

Апофеоз светодиодных изваяний: 750 грн за штуку. Хотя на витрине смотрятся. Между прочим, каждое такое изделие снабжено вентилятором: светящиеся полупроводники безбожно накаляются. Но ресурсных испытаний мы не проводили: достаточно того, что бесполезное изделие удостоилось чести съездить на полигон.


Not found